Подведены итоги XVIII Международного конкурса «Керамика в архитектуре и дизайне интерьера» (Tile of Spain Awards of Architecture and Interior Design), организаторами которого являются Испанская ассоциация производителей керамической плитки (ASCER) и коллективный бренд Tile of Spain. В конце ноября 2019 года совет жюри во главе с голландским архитектором Якобом ван Рийсом (Jacobvan Rijs) огласил имена победителей. Церемония награждения финалистов прошла в рамках ежегодной выставки CEVISAMA-2020.
В номинации «Архитектура» первый приз получил проект Научно-исследовательского центра при больнице Санта-Креу-и-Сан-Пау (Centro de Investigación del Hospital de la Santa Creu i Sant Pau) в Барселоне, разработанный архитектурными бюро PICHarchitects_Pich-Aguilera и 2BMFG Arquitectes.
Технологичное здание, расположенное в исторической части Барселоны, создано в соответствии с принципами устойчивого развития и отличается повышенным комфортом, функциональностью и экологичностью, благодаря чему при реализации проекта удалось существенно сократить расход материалов и снизить потребление энергии. Структура здания, представляющая собой примыкающие друг к другу вытянутые параллелепипеды, даёт возможность его модернизации в будущем за счет замены отдельных элементов конструкции на более современные. Снаружи здание целиком покрывает проницаемая керамическая оболочка, напоминающая чешуйчатую текстуру. Специально для этого проекта методом экструзии было изготовлено более 45 000 плиток прямоугольной формы размером 42х10 см. Такое решение придает проекту индивидуальность и подчеркивает его связь с контекстом — основным больничным комплексом начала XX века, который выполнен из кирпича в стилистике модерна. Примечательно, что облик здания как снаружи, так и изнутри меняется в течение дня в зависимости от положения солнца. Использование керамики позволило установить визуальную связь между внутренними помещениями и уличным окружением, а также избежать излишней монотонности. Снаружи цвет плит напоминает обожженную глину и сочетается с кирпичной отделкой соседних зданий. Обратная сторона плит покрыта эмалью и напоминает отделку сводов больничного комплекса.
Первый приз в номинации «Архитектура»: проект Научно-исследовательского центра при больнице Санта-Креу-и-Сан-Пау в Барселоне, авторы: PICHarchitects_Pich-Aguileraи 2BMFG Arquitectes
Также высокую оценку жюри получил проект реконструкции жилого здания и прилегающей к нему территории в Картахене (EdificioTivoli), созданный архитектором Мартином Лехаррагой. На контрасте современная керамическая отделка надстроенного этажа вступает в диалог с историческим контекстом здания. Таким образом, керамике отводится ключевая роль средства противопоставления между существующими и новыми элементами. Цвет и геометрия объединяют проект и привлекают внимание ко всему ансамблю как изнутри, так и снаружи.
Упоминания в категории «Архитектура» был удостоен социальный проект патио и нового зала для родителей онкологического центра в Севилье, разработанный Элисой Валеро Рамос (Elisa Valero Ramos). Основой проекта является точная, по форме и материальному содержанию, привязка к месту реализации, выполненная с большим воображением и экономией средств. Эффектная плитка кобальтового цвета применяется для внутренней и внешней отделки корпуса.
Победителем в категории «Дизайн интерьера» был признан проект зала ожидания автобусной станции в городке Виллануева-де-ла-Серена провинции Бадахос архитектора Хосе Марии Санчеса Гарсии (José María Sánchez García), где использование одного единственного материала – керамики – позволило разрешить все проблемы оформления мест общественного пользования.
Чаще всего можно встретить дизайнерские решения, которые идут от общего к частному. В данном проекте получилось наоборот: именно благодаря деталям формируется общая картина. Визуальное единство достигается за счет использования одних и тех же керамических элементов для внутренней и внешней отделки. Специально для этого проекта было разработано достаточно простое керамическое решение, позволяющее решать различные конструктивные задачи. Каждый элемент отделки представляет собой комбинацию треугольных призм, которые соединяются под углом 90 градусов. Таким образом, создаётся рельеф, обеспечивающий игру света и тени. Есть у такого решения и антивандальное преимущество перед гладкими стенами: поскольку элементы соединяются друг с другом под углом в 45 градусов делать надписи на стенах гораздо сложнее.
Отдельного упоминания жюри в интерьерной категории удостоился проект обувного магазина Camper в Барселоне, разработанный студией KKAA, где керамика используется в отделке стен, стеллажей, витрин, выступая как важный элемент для экспонирования продукции. Также был отмечен проект реконструкции жилого комплекса Vallirana 47 в Барселоне, разработанный студией Vora Arquitectura, где керамические покрытия применяются для внутренней отделки помещений.
Среди дипломных проектов первый приз достался студенту Мадридской архитектурной школы ETSAM Оскару Крусу Гарсии (Óscar Cruz García), предложившему неоднозначный экспериментальный проект Memento Mori. The Presence of an Absence («Memento Mori. Присутствие отсутствия» — англ.). Молодой архитектор исследует местность в районе города Сан-Себастьяна, где слой почвы был сформирован отложениями известняка, песчаника и глины. В далёкие времена там располагались карьеры, а теперь эта местность и склоны холмов покрыты буйной растительностью. Проект дороги для похоронной процессии предлагает задуматься о вечном, о жизни и смерти. Главным выразительным инструментом становится керамика: возможности этого материала, окружающая природа и ландшафт сливаются в единое целое, даря уникальный опыт перехода в мир вечности и своего рода прощания c умершим. Жюри отметило зрелость и эмоциональность проекта, не просто разработанного на бумаге, но и глубоко прочувствованного автором. Тщательная детализация отличает цепочку пространств, в которых природа, материальные элементы и атмосфера сливаются в единое целое.